Об авторе

Ступени йоги: дхарана

090702-nn-cource1«Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, садхака достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую полностью погружен. Чтобы достичь этого состояния полного поглощения, ум должен быть успокоен.

Ум — это инструмент, который классифицирует, оценивает и координирует впечатления внешнего и внутреннего мира.

Ум — это продукт мыслей, которые трудно удерживать, потому что они неуловимы и изменчивы. Мысль, хранимая управляемым умом, приносит счастье. Чтобы хорошо пользоваться инструментом, нужно знать, как он действует. Ум — это инструмент мышления, поэтому необходимо рассмотреть, как он функционирует.» (Б.К.С.Айенгар «Йога Дипика. Прояснение йоги»)

«Йога сутры» Патанжали раскрывают понятие дхараны: «Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана)». Дхарана включает в себя понятие сфокусированности внимания. Когда внимание собрано в одной точке или области внутри или снаружи тела, устанавливается контроль над умом, который собирается в единый фокус.

По мере совершенствования мастерства в яме и ниямеасане, пранаяме, и пратьяхаре практикующий йогу приобретает способность сохранять устойчивость ума на любом неподвижном объекте.

Таким образом, дхарана является искусством работы с умом и ослабления его вмешательства в процесс концентрации. Когда сознание утрачивает ментальную активность, объект и субъект познания сливаются в одно целое.

Шри Вьяса указывает на части тела, которые пригодны для концентрации:

— область пупка (набхи чакра)
— лотос сердца (хридайя пундарика)
— центр головы (мурдани)
— сияющий свет (джйотиши, или аджнячакра)
— кончик носа (насикагра)
— корень языка (джихварга)

Если для концентрации выбран внешний объект, то он должен быть благоприятным и ассоциироваться с чистотой.
При концентрации внимания на внутренних точках, ум начинает поглощаться собственной душой (атманом) и объектом для фокусировки теперь служит само существование.

Считается, что дхарана освоена, если практик становится способен в течение двенадцати секунд непрерывно и без каких-либо отвлечений сосредоточить свой разум на выбранном объекте.

Следует также отметить, что даже одна только длительная практика асан способна привести практика к постижению дхараны, так как в качестве объекта для сосредоточения внимания здесь выступают различные участки физического тела, которые садхака активизирует либо расслабляет во время занятий.

По материалам: slavyoga.ru

 


Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Оставить свой комментарий