Ступени йоги: дхьяна
«Как вода принимает очертания сосуда, так и ум, созерцая объект, принимает форму этого объекта. Ум, сосредоточенный на почитании вездесущего Божества, в результате длительного преклонения преобразуется, наконец, в подобие этого Божества.
Переливая масло из одного сосуда в другой, можно наблюдать непрерывно льющуюся струю. Когда струя сосредоточения непрерывна, возникает состояние дхьяны (медитации). Как волосок в электрической лампочке накаляется и светит при условии непрерывного поступления электрического тока, так дхьяна освещает ум йога. Его тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго — все соединяется в объекте созерцания, Вселенском Духе. Он пребывает в состоянии сознания, которое недоступно определению. Исчезают все чувства, остается только ощущение Высшего Блаженства. Как вспышку молний, йог видит Свет, сияющий за пределами земли и небес. Он видит свет, сияющий в его собственном сердце. Он сам становится светом для себя и для других.
Признаками прогресса на пути йоги являются здоровье, чувство физической легкости, устойчивость, ясность речи, благозвучный голос, приятный запах тела и свобода от вожделений. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен. Человек становится воплощением смирения.» (Б.К.С.Айенгар «Йога Дипика. Прояснение йоги.»)
Дхьяна является равномерным и непрерывным потоком внимания, направленным на одну и ту же точку или область.
Данный процесс характеризуется безостановочностью и исключением любых отвлекающих факторов. Ум, находящийся под влиянием дхьяны, наблюдает собственное существо и поведение, и именно поэтому хронологическое и психологическое время полностью останавливается. Сохраняя интенсивность внимательной осознанности на одном предмете, она трансформируется во внимательность, не направленную на что-то конкретно и охватывающую все одновременно.
Главной разницой между дхараной и дхьяной является то, что дхарана имеет большую связь с прекращением колебаний мыслительных волн в уме. В дхьяне же акцент ставится на поддержании глубокого и устойчивого созерцательного наблюдения.
Дхьяна может соблюдаться и в момент исполнения асаны, и при практике пранаямы. При длительной дхаране (концентрации) она естественным образом сменяется дхьяной(медитацией), которая затем перетекает в самадхи.
Три последующих компонента восьмеричного пути йоги по Патанджали также имеют название самьяма. Осуществляя самьяму на выбранном объекте, йог постигает его глубинную сущность.
По материалам: slavyoga.ru
Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!
Навигация по записям
Предыдущий пост: ← Ступени йоги: пратьяхараСледующий пост: Ступени йоги: дхарана →