Об авторе

Ступени йоги: пратьяхара

pra«Если рассудок человека уступает влечениям его чувств, он погибнет. И, напротив, при ритмичном регулировании дыхания, вместо того чтобы гоняться за внешними объектами желаний, чувства устремляются внутрь, и человек освобождается от их тирании. Это пятая ступень йоги, называемая пратьяхарой, на которой осуществляется контроль над чувствами.»(Б.К.С.Айенгар «Йога Дипика. Прояснение йоги»)

«Отвлечение чувств, ума и сознания от контакта с внешними объектами и последующее приведение их к созерцателю есть пратьяхара» — таким образом определят Патанджали пятую ступень йоги.

При помощи предыдущих аспектов йоги (ямы и ниямы, асаны, пранаямы) мы подготовили свой ум к концентрации, и чувства более не докучают нам, требуя удовлетворения своих желаний. Они теряют интерес к объектам окружающего мира и разворачиваются обратно внутрь по направлению к душе, с тем, чтобы помочь уму в его внутреннем поиске.
Здесь начинается отрешенность (вайрягья). Подобно птице, имеющей два крыла, для осуществления йоги также необходимо наличие двух элементов практики – от ямы до пранаямы и от пратьяхары до самадхи.

Пратьяхара освобождает чувства восприятия, лишает их источника питания, которым являются желания и их удовлетворения.

Процесс пратьяхары можно разбить на четыре стадии:

 — физическую, когда энергия, отвлеченная от органов действия (руки, ноги, рот, органы репродуктивной и выделительной системы) и чувств восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), направляется в мозг

— ментальную, где происходит успокоение колебаний волн сознания в четырех долях головного мозга

— интеллектуальную, при которой разум приводится к стволу мозга

— духовную, при которой энергия разума и сознания направляется к вместилищу совести

Кульминацией всех этапов пратьяхары является видение ослепительного света собственной души.

Пратьяхара естественным образом возникает в результате длительной практики асан и пранаямы. Когда в перерывах между выполнением асан или прямо в самой асане сознание практикующего начинает «уплывать» во внутрь, и он четко осознает, что не спит, то это и есть пратьяхара, которая затем сменяется предмедитативным состоянием.

Она является необходимым этапом перестройки восприятия, запуская его по новому пути и разделяя внешнюю (бахиранга) и внутреннюю (антаранга) части йоги согласно Патанджали.

По материалам: slavyoga.ru


Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Оставить свой комментарий