Об авторе

Ступени йоги: самадхи

images (1)«Самадхи — это завершение исканий садхаки (практикующего). На вершине медитации йог переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании.

Все сущее — это Брахман (Верховный Разум). Йог спокоен и почитает его, как то, из чего произошел, то, чем дышит, и то, в чем растворится. Душа, находящаяся в сердце человека, меньше горчичного зернышка и больше небес, она вмещает все труды и все желания. В нее входит садхака. И тогда уже ощущения «я» и «мое» исчезают, поскольку деятельность тела, ума и интеллекта прекратилась, как бывает в глубоком сне. Садхака достиг тогда истинной йоги, у него остается только переживание сознания, истины и невыразимой радости. Это покой, превосходящий всякое понимание. Уму не найти слов для описания этого состояния, и языку не выговорить их. Сравнивая переживание самадхи с иными переживаниями, мудрецы говорят: «Нети! Нети!» («Это не то! Это не то!») Такое состояние можно выразить только глубочайшим молчанием. Йог расстался с материальным миром и погружен в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь.» (Б.К.С.Айкенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги»)

Величайший мыслитель своего времени Патанжали в своих «Йога-сутрах» определяет состояние самадхи следующим образом: «Когда объект медитации поглощает субъект – медитирующего, — последний утрачивает самоосознанность. Это самадхи.»
Если, озарившись внутренним светом, объект созерцания свободен от
вторжения сознания, то дхьяна (медитация) естественным образом продолжается в самадхи.

«В момент, когда пять органов чувств вместе с умом находятся в состоянии покоя, когда даже прекращает функционировать интеллект, это, по словам мудрецов, есть высшее состояние»
/Катха упанишада 3,10/

Моменты полной погруженности может пережить даже не йогин. Фрагментарное состояние самадхи может возникнуть в минуты, когда изобретатель, совершая новое грандиозное открытие, полностью сливается с объектом своего изобретения и теряет сам себя; когда художник, создавая новый образ, становится игрой красок, теней, кисти; когда музыкант полностью отдается своему музыкальному творению и превращается в музыку.
Единственная разница этих состояний заключается в том, что у изобретателя, художника, музыканта состояние самадхи кратковременно и не контролируемое. Йогин же путем собственной практики достигает полного контроля и пребывает в самадхи по собственному желанию и без усилий.

Непрерывный поток внимания (дхьяна) стирает грань между созерцателем и зримым объектом. Сознание, становясь безмолвным, прекращает свою работу. Оно лишается опоры «я» и, находясь в состоянии глубокого спокойствия и невозмутимости, растворяется в самой сердцевине человеческого существа. Осознание места исчезает и человек утрачивает ощущение пространства и времени, полностью пребывая в НАСТОЯЩЕМ и воспринимая ВСЕ, что является началом истинной духовной жизни.

Достижение состояния самадхи является целью практики йоги. Оно состоит ряда переходных состояний, которые обобщенно называют сабиджа самадхи (самадхи с семенем, с опорой) и нирбиджа самадхи (самадхи без семени, лишенное опоры). Сабиджа самадхи расценивается как подготовительный этап постижения нирбиджа самадхи.

В самадхи с семенем присутствует опора, на которой фиксируется ум. Она может являться как грубым элементом (например, свеча), так и тонким (например, ощущение вибрации в области межбровья). В качестве опоры (пратьяи) можно использовать всё что угодно (мантру, форму объекта, мудру, запах, звук, чакру.

Затем, когда даже отбрасывается опора для ума, наступает состояние самадхи, лишенное семени.

Следует отметить, что даже в переходных состояниях от одного вида самадхи к другому в сознании практикующего могут всплывать самскары (скрытые впечатления прошлого опыта), поэтому даже достигнув такого высокого уровня, можно сорваться обратно в суету ума. Единственным правильным подходом в данной ситуации является еще большая интенсификация своей практики. Именно сейчас нужно приложить все усилия, чтобы сделать уверенный шаг на новый уровень осознания себя и Вселенной.

По материалам: slavyoga.ru

 


Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Оставить свой комментарий