Об авторе

«Подводные камни» в практике йоги

Front-warrior1На днях мы провели встречу с таким вот названием и отвечали на вопросы  самых разных людей – и про секту, и про секс, и про палочки, и про медитацию, и про многое другое  . Внизу – 11  вопросов, которые задают нам чаще всего. Также хочу уточнить, что в нашей группе мы стараемся придерживаться современной версии раджа-йоги, йоги Патанджали, которая начинается с принципов Ямы и Ниямы и завершается медитативными практиками. И в этом случае поведение (Яма) – это отношения с другими, а Нияма – это отношения с собой.

Отслеживаем, чтобы здесь не было каких-то агрессивных моментов. И используем асаны из йоги, дыхательные упражнения для того, чтобы быть в мире с самим собой, быть в мире с другими. Но не просто потакать кому-то и поэтому быть “мирным” или тупо не замечать чего-то, а уметь прояснять, уметь понять, что происходит на самом деле. А уже асаны и пранаямы дают нам силы воплощать это непосредственно в нашу повседневную жизнь. Это самое понимание приходит к нам, в первую очередь, когда мы занимаемся медитацией, йогой ума. Оно ощущается как умение быть в устойчивом уме. Мы нарабатываем эту устойчивость ума во время медитации, нарабатываем устойчивость дыхания во время пранаям и нарабатываем устойчивость тела во время асан. Конечно, и в асанах, и в пранаямах и в медитации все эти компоненты используются одновременно. Но, где-то с каким-то приоритетом. В асанах и дыхании идет «телесная история». В медитации – умственная. Мы выходим на эту вот Читта Вритти Ниродхах – успокоение суеты ума, и следом, как говорит тибетская йога, на «постижение природы ума». Вот этому свою практику мы и посвящаем.

А теперь вопросы:
1. Йога это все-таки немного секта? Ведь вы перестаете есть определенные продукты, меняете интересы, места отдыха, даже работу иногда?

Хочу сразу заметить, что среди огромного количества того, что принято подписывать как “йога” – несомненно есть и такие, которые носят весьма авторитарный и агрессивный характер, всячески прессуя своих адептов. Но я говорить буду о том, что близко мне лично. Так вот. Конечно, занятия йогой меняют. Но не обязательно эти перемены плохие! Когда вы много занимаетесь, то телу, если оно поест жареной картошки с котлетами и салатом “оливье”, например, в момент стояния вверх ногами может стать просто нехорошо. Кто-то может из-за этого перестать заниматься йогой чтобы не расставаться с салатом, ну а кто-то просто поменяет пищевые привычки и обидит бабушку, которой теперь некому давать котлетки  . Но это проблема бабушки, а не вас.  Как правило, нам, позанимавшись, хочется просто здоровой, диетической, растительной еды и некоторым из нас почему-то не хочется мяса.  То же касается образа жизни, каких-то привычек, мест отдыха, например – нам может быть действительно скучновато ездить в такие места, где основные развлечения – это еда, алкоголь и болтовня ни о чем, хотя, не спорю, для многих людей это и есть самое большое веселье и “а как еще можно провести время?”. Может, мы покажемся вам чудаками, но по мере того, как мы открываем новые возможности своего тела – нам открываются и новые интересности в мире вокруг. Примерно так дело обстоит и с работой – 252 могучих часа в месяц (при 8-часовом рабочем дне) человек может быть занят делом, которое, внезапно, оказывается совсем не радостным и не приносящим ему ничего, кроме средней зарплаты. Еще это может коснуться отношений, друзей, много чего… но сама по себе йога тут не причем. Просто человек в результате внимательной работы со своим телом (и дыханием) как будто «просыпается» и что-то, что казалось ему значительным и важным – на самом деле оказывается просто не самой лучшей привычкой. Занятия йогой часто приводят к «расхламлению» в голове и в жизни.

2. Правда, что секс у йогов особенный?

Правда. Просто йоги более внимательны.
В то же время, мы бываем внимательны прямо настолько, что не начинаем заменять сексом истинную потребность в чем-то другом – в общении, например, в способе показать свое расположение и заботу, в развлечении, самоутверждении и тому подобном:)

3. Можно заниматься йогой без религии? Мне не нравятся все эти палочки, мантры… но без них это уже не йога?

Сейчас существует столько видов йоги и они настолько разные – что если вы скажете «а я занимаюсь йогой», вы ничего не проясните. У людей разные способы попадания в состояние общего умиротворенного кайфа, который дает йога – и для кого-то непременный атрибут «настоящести» это работа с чакрами и энергиями, для кого-то – перебирание четок и повторение святых имен, для кого-то – набор трудных физических упражнений чтобы вся группа в мыле падала, для кого-то –  коврик со слоном на стене, не есть мясо и по утрам желать всем счастья. Потому сказать, что йога кончается там,  где не пахнет благовониями нельзя. Если брать за основу сутры Патанжали, то там говорится о чем-то куда более важном, о принципах ненасилия, например (смешные слова «яма» и «нияма»). Раньше, прежде чем допустить занимающегося к практике асан – смотрели готов ли он по уму, по поведению. Не вредит ли он себе и окружающим, пойдут ли силы, обретенные с этой практикой на «невоенные» дела. Сейчас именно об этом в йоге как-то и забыли. Но ведь даже если спев самые громкие мантры и окурив все пространство вокруг себя благовониям, мы останемся агрессивными, нетерпеливыми к окружающим и невеждами в отношении собственных мотиваций – о какой духовной практике можно говорить? Неважно, какую религию вы исповедуете – настоящая йога просто учит вас внимательности и состраданию.

4. Мне очень нравится, как вы рассказываете о йоге, но как ни попробую – не моё. Меня просто раздражает само занятие.
Тут может быть несколько вариантов. Или вам попался не «ваш» учитель (скажем, я тоже могу запросто представить такую йогу, которая бы меня, несмотря на всю практику пратьяхары, откровенно раздражала бы) (аааа это так смешно, я как представила… у каждого из нас есть свой «инструктор из ночного кошмара»). Попробуйте походить в разные группы, в разные йога-студии, с разными стилями, поищите такое видео, где внешний вид и тембр голоса преподавателя соответствовал бы вашим представлениям о прекрасном:) Хотя бы с чего-то же нужно начать. И заодно старайтесь нащупать и не отпускать состояние той «приятной потягушки», в которой вы чувствуете себя просто равностно, спокойно-тонусно, в которой ничего и никак вас не раздражает. Как правило, это состояние приходит, когда мы просто дышим полным йоговским дыханием, отслеживаем движение воздуха в носоглотке, чувствуем, как воздух наполняет нас снизу вверх. Свежесть, прохлада на вдохе. И с выдохом все лишнее, отработавшее, уходит. Устойчивые ноги, слегка напряженный низ живота. Подтянутый подбородок. Тут не может быть места ни для какого раздражения. Если оно есть – наблюдайте за ним. Вот вы. И вот ваше раздражение. Ууууу какое  Уверена, вас это даже развлечет.

5. Что посоветуете для домашней практики уверенным новичкам?
Если нет возможности ходить в йога-студию, ну хотя бы пару раз в неделю – то мой личный совет это видео Андрея Сидерского и его системы йога-23. Это очень четкая, честная и продуманная система работы с телом. Там такие асаны, которые точно не навредят (а при самостоятельной практике – это самое главное). На сайте есть бесплатные видео, есть условно-платные (стоят совсем недорого), а еще есть онлайн трансляции – вы смотрите расписание, выбираете время и подключаетесь к текущему занятию в студии у себя дома.
Если вам трудно организоваться, заставить себя, то вот мои советы: делаем расписание, в котором отмечена дата и время, и все домашние дела откладываются, а вы готовитесь к этому занятию заранее, как к приходу гостей, чтобы ничего не отвлекало вас (все коты-собаки накормлены, все звонки сделаны, родственники предупреждены и тд). Ребенку (если вы мама) – выдается особенный конструктор или особенная игрушка, которая подержит его в отвлечении какое-то время и даст понять, что и мама тоже занимается чем-то особенным и ее нежелательно дергать просто так. Если вы с вечера предыдущего дня начнете повторять, что у вас занятие и оно очень важно – вас услышат и может, даже поймут:). Отключите телефон и интернет на время занятий. Проведите какой-то «ритуал», скажем, зажгите арома-свечку, включите приятную спокойную музыку, здерните шторы или наоборот откройте окно. Записывайте время занятий и в конце месяца получите статистику по часам. Просите, чтобы вас фотографировали время от времени и отслеживайте прогресс. Не делайте трудные асаны и измочаливающие последовательности на первых порах. Только лишь уверенно закрепившись на своем уровне – двигайтесь дальше. Постепенно, домашняя практика станет привычным и, главное, приятым занятием.

6. С чего начать занятия йогой?
С мотивации. Не с выбора коврика, как многие могут подумать:)  Честно ответе себе на вопрос как именно, для чего вы собираетесь использовать этот мощный и сложный инструмент. В соответствии с этими ответами – двигайтесь дальше. Кто-то приходит, чтобы поменяться, потому что текущие «грабли» набили шишку на лбу и в йоге ему мерещится если не выход, то определенная вариативность:) Кто-то приходит развлечься. Кто-то приходит, потому что считает, что это круто когда говоришь «а я занимаюсь йогой». Кто-то приходит, чтобы улучшить растяжку, сесть на шпагат, сфотографироваться в инстаграм, познакомиться с принцем и уехать за границу. Кто-то хочет стать лучше новой жены своего бывшего мужа (и тоже блеснуть в инстаграме). Кто-то хочет уходить из дома на несколько часов в место, где его никто не трогает. Кто-то хочет начать новую жизнь.  Просто решите, чего именно хотите вы и как практика йоги поможет вам в этом. Ведь работать вам придется только с собой.

7. Йога не всем подходит. И то, что йога – безопасна, миф. Йоги – главные клиенты ортопедов.
Факт. Но когда занимаешься чем-то с умом и без ума – две большие разницы. Если дать вам инструмент, которым вы не умеете пользоваться, но с помощью которого можно создавать классные шутки – шансы создать классную штуку и все поломать вообще нафиг – примерно одинаковы. Вы можете вполне оказаться во власти молодого амбициозного инструктора, который год позанимался йогой по видео и решил «а чего это я буду заниматься один – я наберу группу,  сам вот позанимаюсь, еще и денежку получу». И от неопытности завернет вас в «плуг», например (а что, хорошая асана, вот на сайтах написано, что «улучшает работу желез внутренней секреции») и у вас начнет очень сильно болеть шея. Или поставит на голову – потому что что это такое, прогресса нет, одна пенсионерская физкультура какая-то,а  йоги мы или кто?! И у вас снова начнет очень сильно болеть шея и даже звенеть в ушах. «но что это за йога – без стойки на голове?.. – недоуменно разведете вы руками.  Или я вот решила сесть на шпагат поскорее и порвала связки – дело было до, собственно, группового занятия, инструктор был не при исполнении. Но серьезная травма, за год – еле-еле отошла. Для окружающих, конечно «Оля на этой йоге оторвала себе ногу» И поди докажи им что не на йоге 🙂 Насчет ортопедов у меня есть хорошая новость – у меня больная спина, две грыжи, 14 мм и чуть поменьше, показание к операции, они у меня с 2002 года живут (12 лет вместе!) и про боль в спине я знаю МНОГО. Так вот, во время очередного срыва (дело было на картошке, весной), когда я не могла пройти и 200 метров и в аппарат МРТ меня загружали с посторонней помощью – врач, посмотрев мои снимки и мою спину сказал – вы все делаете очень правильно. Идите упражняйтесь дальше, вот через 3 дня уже можно. При ваших данных – ваша спина в отличном состоянии, лучше не бывает. Так что именно благодаря йоге я могу, хоть на время, забывать о том, как это бывает больно когда у тебя в позвоночнике торчат два одежных крючка, например. Я теперь даже могу делать почти все прогибы, включая «мостик».

8. Мне не нравятся всякие индийские атрибуты, которые часто присутствуют в большом количестве вокруг йоги, запахи, цвета – это слишком не мое. а йогу попробовать хочется. я замечала, что даже те знакомые, которые раньше были, как я в этом вопросе, теперь тоже пахнут Так и т.д. не будет ли это оскорбительным для моего наставника в йоге, если я не стану перенимать такие разные крупицы индийской культуры? возможно неокультуриться в индийскую культуру?
Возможно.  Наш учитель, например, с 20-летним стажем занятий йогой выглядит ну совсем не «по-индийски», у него нет ни колец, ни шароваров, ни серьги  в ухе. И, собственно, мы сами спокойно относимся  к индийской культуре – с уважением и интересом, но не превосходящим интерес, скажем, к китайской или японской культуре, родине Дзен, или даже к нашей собственной. Видов йоги очень много. Даже в одной йога-студии есть инструкторы, которые проводят занятие обязательно «с палочкой», а за ними приходим, мы, например, и несколько минут проветриваем помещение «от палочки»  . Люди ищут то, что им нравится и не задерживаются в местах, где им некомфортно.  Потому кто-то уходит после первого же занятия у нас в группе, потому что им странно, как это можно не петь мантру в начале занятия и не зажигать палочку, им не хватает этого, практика кажется слишком обыденной. А мы, например, не очень любим занятия, где долго говорят про чакры и работают сугубо с энергетическим аспектом, предлагая сделать фото ауры, например. Но это просто наш выбор, которым мы руководствуемся в результате наших целей в йоге, нашей мотивации. Насчет «оскорбительности» – я думаю, это слишком драматическое слово. Просто в каждой группе, в каждом коллективе есть свои какие-то правила. У нас, например, принято отмечать чей-то успех или праздник глотком шампанского после занятия, и когда новичок с круглыми глазами говорит «вы что! Я же йог, я не пью!» мы чувствуем некоторую разбаласированность между нами,  но не более того. И с пониманием относимся к человеку, который скорее всего к нам не придет больше, потому что мы не соответствуем его представлениям о том, какой должна быть йога. На то и существуют разные течения, стили, преподаватели.

9. “Физика” йоги мне подходит очень, как ничто другое. Все остальное (а остального гораздо больше, чем физики) – не подходит совсем, даже на дыхательные практики у меня внутренний стоп. Тоже ощущаю похожие сомнения типа, этично ли со своим неприятием фундамента нахально пользоваться прикладными аспектами) Еще я встречала мнения авторитетов в йоге, которые считают коммерциализированную йогу, йогу “для спортклубов” – ненастоящей, неправильной, неэффективной. Получается, сама по себе “физика” – не самодостаточна?
Опять-таки, говорить об «эффективности» йоги нужно в соответствии с целями, которые вы для себя ставите. Если стоит цель «избавиться от всего мирского» или, например, разбудить и поднять энергию Кундалини – а вы пришли к кому-то вроде нас на занятия, где идет «просто физкультура» с достаточно простыми (как для ценителей) дыхательными упражнениями  и « скучная» медитация с «опорой на тишину» – то, конечно, такая йога вам покажется несерьезной.  В то же время, «просто физика» может быть вполне эффективна в том  плане, что вы научитесь более внимательно себя ощущать, что в процессе выполнения трудных асан, заметите, что всякие старые заморочки и суета уже не беспокоят вас, как обычно, что даже после занятия сохраняется ощущение одновременно «включенности» и тишины, такого «вкусного» присутствия, без желания немедленно куда-то мчаться и что-то делать. Но, конечно «дыхательные практики» – нужны в любом случае. Просто тут важно разобраться какие именно вам не подошли. Ведь, по сути, вся йога – это дыхательная практика. Мы на вдохе разгибаемся, толкаем руки вверх, а на выдохе расслабляемся, скругляемся, опадаем.  Более того, йога, как известно, работает напрямую с умом, с головой. Этим она и отличается от простого спорта. Но нет таких асан, которые бы двигали кости черепа, например, и вообще касались бы только головы. Потому посредником между осязаемым, контролируемым (тело) и неосязаемым, неявленным (ум и нервная система) является дыхание. Мы одновременно можем контролировать его и нет. Мы можем менять глубину вдохов и выдохов, но не можем совсем остановить их.  «Спортклубовская» йога ориентирована на «физический результат», и она менее «йожеская» в том плане, что и дыхание и ум заслоняются сугубо телом: выше, гибче, сильнее. Но терапевтический эффект при грамотной практике, все равно останется – йога для больной спины, например, йога для суставов… такая немного «модульная» йога, половинчатая, но именно в контексте изначальной “мирской” цели вопрошающего – она вполне может работать.
Наша цель, например, звучит как «обретение состояния присутствия в тишине ума».  И для достижения ее мы используем работу с телом, с дыханием и умом. А есть группа в Киеве, которая называется «йога идеального тела». У них свои методы. У нас свои. И обе эти наши йоги – по-своему честные.

10. Зачем делать эти все смешные и трудные позы, когда можно просто – пойти в тренажерный зал. Или отправиться на пробежку?
См вопрос мотивации. Если я хочу стать более осознанным человеком и выйти из «военных» состояний, поменять что-то в своей жизни и даже жизнях своего окружения – качалка мне не поможет. Нужна именно такая связка: тело-дыхание-ум. А такое есть только в йоге.

авторы: Дима и Оля Яценко (www.blog.all-yoga.ru)

Если статья была вам полезна, будьте так добры, нажмите на кнопки социальных сетей.

Заранее большое Вам спасибо!

 


Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Оставить свой комментарий